Пять жён, любовь к эпатажу и мировая известность: «парижский самурай» Цугухару Фудзита
Богемная жизнь быстро затягивает. Кто знает, долго ли снились маленькому японцу седовласый генерал и молодая жена Томико, оставшиеся за семью морями?..
Мало-помалу истекли отпущенные отцом три года: пора было возвращаться на родину.
Он написал домой, сообщив, что остаётся в Париже, и отказался от финансовой поддержки. «Я очень люблю Токио, но возможность вести жизнь иностранца в Париже даёт мне необходимую отстранённость, чтобы понять себя», – подытожил Фудзита.
Начало истории:
Cовершенствуя художественную манеру, экстравагантный художник не забывал о значимости собственного стиля – сейчас это назвали бы «личным брендом».
Цугухару Фудзита
Почти на всех картинах Цугухару Фудзиты присутствуют его любимые кошки
Руководствуясь безошибочным чутьём и безукоризненным вкусом, создал образ «денди-самурая»: домотканые кимоно сменяли отлично скроенные костюмы, плоские сандалии без каблука (дзори) соперничали с начищенными ботинками.
Галстук-бабочка, шейные платки, бусы, яркие узорные рубашки, набедренные повязки, наборные пояса, жакеты… Часть одежды Фудзита создавал сам, без труда управляясь со швейной машинкой. Эпатирующий образ служил улыбчивому чужестранцу своего рода ширмой, за которой Цугухару, словно актёр театра «кабуки», прятал истинные чувства.
Цугухару Фудзита создаёт собственную одежду. Автопортрет
В марте 1917 года в кафе La Rotonde произошла судьбоносная встреча, определившая будущее Цугухару Фудзиты: он познакомился с натурщицей и музой художников Монпарнаса Фернандой Барри.
Когда-то эта молодая пикардийка покинула родные места и переехала в Париж, где зарабатывала на жизнь проституцией. Яркая внешность и плещущий через край темперамент девушки пришлись по душе художникам, и Фернанда стала позировать, снискав славу модели. Её увековечили в своих работах Хаим Сутин, Амедео Модильяни и Жан Анжелу, они же посоветовали изучать живопись и историю искусства в Национальной высшей школе изящных искусств.
Фернанда Барри (Fernande Barrey), 1893–1960. Французская модель, натурщица и художница.
Как бы там ни было, к моменту знакомства с Фудзитой Барри преуспела во многих премудростях, но больше всего – в искусстве любви. Фудзита влюбился без памяти и женился на Фернанде спустя 13 дней после первой встречи – благо, призрачный союз с Томико Токитой уже был расторгнут. Привычка жениться осталась у экзальтированного ловеласа на всю жизнь.
Неожиданно Фернанда, к которой Цугухару сразу переехал, взялась за «продвижение» его творчества и весьма преуспела в этом. В 1917 году открылась первая персональная выставка Фудзиты в галерее Шерон (Galerie Chéron), где демонстрировались 110 его акварелей.
Вернисаж посетил Пикассо и провёл там несколько часов, внимательно рассматривая рисунки. Это был несомненный успех: работы начали продаваться, окрылённый мастер наконец-то смог приобрести масляные краски, посвятив почти всё время масляной живописи, а также посетить Италию, где приобщился к высокому искусству и испытал настоящее потрясение, стоя перед «Тайной вечерей» Леонардо.
Отношения в паре царили весьма свободные: и он, и она имели многочисленные связи с представителями обоих полов. Фудзита, сам не отличавшийся голубиной верностью, смотрел сквозь пальцы на адюльтеры жены – до тех пор, пока Фернанда не закрутила роман с его двоюродным братом, художником Конаяги.
Цугухару Фудзита. «Окраина», 1951
Осколки вдребезги разбитого сердца удалось собрать бельгийской художнице Люси Баду (Lucie Badoud): в то время, как перепуганная Фернанда искала мужа в парижских моргах, тот устроил трёхдневный любовный марафон с новой избранницей в одной из парижских гостиниц и, по легенде, только по истечении затянувшегося свидания полюбопытствовал, как её зовут.
Всё шло как по маслу: начиная с 1919 Фудзита постоянно выставлялся в парижском Осеннем салоне, и его работы привлекали всеобщее внимание. Люси он называл по-японски Юки – «снег», потому что её изумительная кожа была нежна как шёлк и бела как снег. Картина «Юки – снежная богиня» произвела фурор в Осеннем салоне 1924 года.
Цугухару Фудзита. «Юки с котом»,, 1923
Цугухару Фудзита. «Кот-кутюрье», 1927
Другой излюбленной натурщицей мастера стала Кики – «некоронованная королева Монпарнаса», знаменитая модель сюрреалистов и художников Парижской школы. Портрет обнажённой Кики, выставленный в Осеннем салоне в 1923 году, явился сенсацией и был куплен в первый же день за баснословную по тем временам сумму в 8 тысяч франков.
Теперь Цугухару Фудзита – член жюри Осеннего салона, один из самых известных парижских художников, и его слава неуклонно растёт за пределами Франции. Крупные банкиры, меценаты, промышленники готовы платить большие деньги за портреты, пейзажи и декоративные панно. Фудзита по-прежнему предельно дисциплинирован и сосредоточен: он работает по 14, иногда по 18 часов в день.
Кики́ с Монпарна́са (Kiki de Montparnasse, или просто Kiki, настоящее имя Алиса Эрнестина Прен, фр. Alice Ernestine Prin) 1901– 1953, французская певица, актриса, художница, знаменитая натурщица, модель сюрреалистов и художников Парижской школы
Цугухару Фулзита. «Две подруги (Юки и Мадо)» (Les deux amies (Yuki et Mado)
Цугухару Фудзита. «Две подруги: брюнетка и блондинка», фрагмент
1925 год приносит награды: Орден Почётного легиона и бельгийский орден Леопольда I. Художник преуспевает, вместе со своей музой он перебрался в четырёхэтажный особняк в фешенебельном районе Парижа и разъезжает по городу в жёлтом кабриолете с личным шофёром. В 1929 году «парижский самурай» женится на Юки, но уже в 1931 году идиллия рушится: она влюбляется в журналиста, мистика, поэта-сюрреалиста Робера Десноса, с которым пара была дружна много лет, составляя «сюрреалистический треугольник».
Утешение Фудзита нашёл в объятиях своей натурщицы и бывшей танцовщицы Мадлен Лекё (Madeleine Lequeux). Она сопровождала его в большом турне, начавшемся в 1931 году продлившемся несколько лет.
Цугухару Фудзита. «Женщина с котом»
Соединённые Штаты, страны Центральной и Латинской Америки, Китай, Индокитай, Япония… Фудзита воодушевлён, полон сил и энергии, пишет путевые заметки и много работает. Приехав в Токио в ноябре 1933, блудный сын наконец, спустя двадцать лет, смог обнять отца. Старику уже 80, он гордится сыном и растроган тем, с каким почётом встречают на родине прославленного соотечественника.
В том же 1933 году Цугухару Фудзита знакомится с юной Кимиё Хориучи. Ему 46 лет, но эпатажный художник всё так же падок на женскую красоту, а она младше на четверть века и обладает характером воина: вступает в битву за возлюбленного с Мадлен Лекё и не намерена отступать.
Последний гонг на этом ринге прозвучал 29 июня 1936 года. В нокаут Мадлен отправил кокаин – коварный и безжалостный спутник парижской богемы. Путь свободен, и Кимиё становится пятой, последней женой Цугухару Фудзиты – правда, официальный брак будет заключён только 5 октября 1954 года после расторжения союза с Люси Баду.
Уезжая из Франции, Фудзита и помыслить не мог, что сможет вернуться почти через двадцать лет – в 1950 году. Причиной стала его деятельность на службе у японского правительства в качестве военного художника в годы японо-китайской и Второй мировой войны. Сотрудничество с милитаристским режимом вызвало резкую критику общественности и осуждение соотечественников.
Цугухару Фудзита и Кимиё Хориучи
Цугухару Фудзита. «Автопортрет»
Ступив на землю Франции, Фудзита заявил журналистам, что вернулся, чтобы остаться навсегда и быть похороненным рядом с Модильяни на кладбище Монпарнас.
14 октября 1959 года Цугухару Фудзита и его супруга Кимиё приняли крещение по католическому обряду в Реймсском соборе. Это решение стало следствием душевного переворота, испытанного художником при посещении собора четырьмя месяцами ранее.
Леонар Франсуа Рене Фужита дал обет возвести часовню в Реймсе в память о своём обращении. Чтобы исполнить его, 80-летний мастер освоил технику фрески и в течение шести месяцев расписал стены маленького святилища.
Самый японский из всех французских художников умер 29 января 1968 года в Цюрихе от рака. «Мой Господь, даруйте мне смерть», – произнёс он за мгновение до того, как перейти в вечность.
Леонар Фужита обрёл покой в Реймсской часовне. Там же спустя 40 лет нашла последнее пристанище преданная Кимиё.
По воспоминаниям Жоржа Прада, последней работой Фудзиты стало двойное изображение (в анфас и профиль) лика Христа, созданное им для Рене Лалу и самого Прада. Художник завершил его в цюрихской больнице, за три недели до смерти
- Стейк из тунца на сковороде, жареный в кунжутной панировке
- Заливное с паштетом из говяжьей печени закуска на праздничный стол
- Свинина, запеченная в рукаве на луковой подушке в духовке Рецепт с фото
- Салат с пекинской капустой и гранатом Рецепт
- Замечательный десерт Торт из слоеного теста Рецепт